Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 "Алёнушка"
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Пойте малышу простые и понятные по содержанию детские песенки.
Ставьте диски с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. Раз в день можно устраивать маленькое занятие по знакомству с мировой музыкальной культурой. Для начала надо приобрести диски с подборкой отрывков самых выдающихся произведений или скачать с интернета. Самое лучшее - это сборники "Шедевры мировой музыки". Перед каждым отрывком диктор произносит фамилию композитора, название произведение и, где это возможно, название отрывка. А затем идет сам отрывок, как правило, минуты на две-три. Для ребёнка этого вполне достаточно. Незаметно для него, да и для вас кругозор, и не только музыкальный, начнёт расширяться.
Влияние музыки на развитие способностей ребёнка
Положительное и терапевтическое влияние музыки и в целом искусства на развитие человека уже хорошо известно. До эпохи Ренессанса музыка считалась одним из главных предметов в общей системе образования. Музыкантами были и ученые, и политики. И только в современной культуре искусство оказалось растоптанным технической цивилизацией.
Американский ученый Мартин Гарднер в своих исследованиях показал, что дети пяти и семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике. Музыкальное образование обычно рассматривается как необходимое только для детей, которые музыкально одарены. Конкурсы и изнурительные занятия являются причиной появления на сцене все более и более молодых виртуозов. Музыкальная техника часто доводится до высших ее пределов. И такая тенденция развития музыкального образования является чрезвычайно ошибочной и разрушительной. Она не принимает во внимание ту потребность, которая живет во всех детях - потребность в занятиях музыкой и искусством. А тем талантливым, кто крутится в этой сумасшедшей мельнице, подчас это приносит больше вреда, чем пользы. Обучение музыке и искусствам должно рассматриваться, прежде всего, как способствующее целям детского целостного развития и только на втором плане должно стоять достижение высокого результата. Поэтому музыка и искусство уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания.
Народная музыка
Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери.
Она её напевает, убаюкивая ребёнка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребёнок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества.
А.Пушкин, М.Горький, К.Ушинский, художники: П.Фёдоров, И.Репин, композиторы: М.Глинка, М.Мусоргский и другие не раз в своих воспоминаниях подчёркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в детстве. Будучи ещё ребёнком, М.Глинка страстно любил слушать крестьянские песни и смотреть крестьянские хороводы и пляски.
«Быть может, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что в последствии, я стал разрабатывать русскую народную музыку»,- пишет он в своих воспоминаниях.
Объём звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса.
Например песня «Петушок» построена на четырёх звуках, песня « Как у нашей Дуни» - на пяти, «Котя – котенька – коток»- на семи звуках.
Для классической музыки характерным является вводный тон. Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычный – двух и трёхдольный. Музыкальные фразы часто оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания.
Народные мелодии хорошо звучат и без инструментального сопровождения. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей.
Они легко усваивают народную мелодию и поют её чисто и без поддержки музыкального инструмента.
Ребёнок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймёт классическую музыку Глинки, Чайковского.