Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 "Алёнушка"
Старшая группа “Солнышко”
Воспитатели:
Стадникова Наталья Валерьевна Шмидт Елена Александровна
Младший воспитатель: Пушкарева Екатерина Юрьевна
Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе.
Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.
Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.
В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"
Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с целью заполучить то, что хочет.
В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».
В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.
Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.
Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.
Вам как родителям важно:
С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.
Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.
Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.
Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.
На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологу
Режим дня старшей группы на 2022-2023 учебный год
Время |
Режимные моменты |
Содержание |
7.00-8.10 |
Мы рады видеть вас! Играем вместе! |
Прием детей. Самостоятельная игровая деятельность детей. Двигательная активность |
8.10-8.20 |
«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» |
Утренняя гимнастика (двигательная активность 10 мин.) |
8.20-8.25 |
«Умывайся, не ленись – чистым завтракать садись» |
Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков |
8.25-8.50 |
«Приятного аппетита!» |
Завтрак: воспитание культуры еды |
8.50-9.00 |
Утренний круг |
Развивающий диалог |
9.00-9-25 |
«Я познаю мир» » |
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми. Физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой |
9.25-9.35 |
Минутки игры |
Самостоятельная деятельность детей. |
9.35-10.00 |
«Я познаю мир» » |
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми. Физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой |
10.00-10.10 |
«Приятного аппетита!» |
Второй завтрак: воспитание культуры еды |
10.10-10.40 |
Минутки игры |
Игровая деятельность с педагогом - психологом |
10.40-10.50 |
Подготовка к прогулке |
Обучение навыкам самообслуживания |
10.50-12.00 |
«Гуляй, да присматривайся» |
Прогулка. Двигательная активность |
12.00-12.10 |
Возвращение с прогулки. |
Самостоятельная деятельность детей. |
12.10-12.15 |
«Умывайся, не ленись – чистым за обед садись!» |
Воспитание культурно-гигиенических навыков |
12.15-12.35 |
«Это время – для обеда, значит, нам за стол пора» |
Обед: воспитание культуры еды |
12.35-12.45 |
Подготовка ко сну |
Самостоятельная деятельность детей. |
12.45- 15.15 |
«Это - время тишины, все мы крепко спать должны» |
Сон с использованием музыкотерапии и чтением произведений художественной литературы |
15.15-15.25 |
«Это время – для здоровья. Закаляйся, детвора!» |
Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна в группе (двигательная активность 10 мин.) |
15.25- 16.20 |
Минутки игры Вечерний круг. Логопедический час. |
Самостоятельная деятельность детей. Чтение художественной литературы. Двигательная активность |
16.20-16.30 |
Подготовка к ужину. |
Воспитание культурно-гигиенических навыков |
16.30 - 16.50 |
«Приятного аппетита!» |
Ужин: воспитание культуры еды |
16.50-17.00 |
Подготовка к прогулке |
Самостоятельная деятельность детей |
17.00-18.50 |
«Ну, а вечером опять, мы отправимся гулять» |
Прогулка. Двигательная активность. Работа с родителями. |
18.50-19.00 |
«Играем вместе!» |
Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями. Уход детей домой |
Проект по трудовому воспитанию «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» подробнее...
Проект "Доброй сказке - добрые дела" воспитатели Шмидт Е.А., Стадникова Н.В, музыкальный руководитель Шевченко Л.Д.. подробнее...
Презентация к проекту "Доброй сказке - добрые дела" подробнее...
Совместное творчество детей и воспитателя Стадниковой Н.В. книжка малыша " Сказка про мышонка" подробнее...
Совместное творчество детей и воспитателя Шмидт Е.А. книжка малыша "Заниматика" подробнее...
Открытое занятие в рамках конкурса "Воспитатель сада - 2023" Шмидт Е.А. "Игровая ситуация «Фотостудия» с детьми подготовительной к школе группы" подробнее...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования и кругов Луллия по теме:
Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края П. Воронько» Воспитатель Стадникова Наталья Валерьевна подробнее...