^Наверх
  
  
  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 "Алёнушка"

Облако тегов

Онлайн Детский сад

Содержание материала

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет  исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира   ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

    Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен И в каждом возрасте это происходит последовательно.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

   В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Фиксируется внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения) После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

   В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

   В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствоватьобразность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

    Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и творчества детей. Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивается речевая деятельность и творчество детей. Занятия лучше проводить в игровой форме т.к. игра является основным видом деятельности детей. Игры, направлены на развитие творческих способностей ребёнка. В работе с детьми следует обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения : « я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»», но и останавливать внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха. После рассказывания, произведение обязательно анализировать его, ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь. Кроме того, благоприятными источниками развития творчества и выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в частности сказка.         

   Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Только чтение сказок недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально- нравственном плане, и чтобы помочь ребенку глубже прочувствовать события и поступки персонажей, можно предложить ему стать участником событий сказки. Для этого необходимо давать задания, которые сопровождают текст сказки. Останавливая внимание ребенка на отдельных эпизодах, повествования позволяет, развивать зрительное восприятие,умение рассуждать и логически мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Рисунки, выполненные детьми, помимо иллюстративной функции, играют роль развивающих заданий. Пример сказки «Лиса и лапоть».                                                                     

  Таким образом, можно сделать вывод, что роль восприятия художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и перессказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое развитие.

Примерный список литературы для чтения детям 2-3 лет

Примерный список литературы для чтения детям 3-4 лет

Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет

Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет     рассказ В. Осеевой "Волшебное слово" читает Спиридонова М.В.

Примерный список литературы для чтения детям 6-8 лет     рассказ В. Осеевой "Потерянный день" читает Елизова Н.А.

 

Copyright © 2020. МБДОУ детский сад № 1 "Алёнушка" Rights Reserved.