Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 "Алёнушка"
«Как научить ребёнка наблюдать за изменениями в природе?»
Наблюдение, как педагогический метод, выводится в один из значимых познавательных процессов. Так как оно накапливает наиболее значимые сведения о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может. Какими вырастут дети, зависит от нас с вами. Нужно направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильное представление о ней, воспитывать правильное отношение ко всему живому.
Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных. Обращайте внимание детей на то, что люди стали теплее одеваться, ходят в резиновых сапогах, под зонтами. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда ветер, - вертушки вертятся. Обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях все меньше, почитайте стихи об осени. Малыши с интересом собирают листья, играют с ними, составляют букеты. Понаблюдайте или расскажите о том, как взрослые убирают урожай овощей. Знакомьте детей с осенью во время игр, посильного труда и наблюдений. Ознакомление с наиболее характерными признаками осеннего сезона осуществляйте ежедневно во время прогулок. Чем содержательней и интересней будут организованы прогулки, тем ярче будут впечатления малышей об осени. Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду. Кратковременные наблюдения малышей за состоянием погоды надо связать с их активной деятельностью, прослушиванием стихов. К сожалению, в наше время дети основную часть своего свободного времени проводят за увлекательными компьютерными играми. А ведь польза от чтения книг неоспорима - у ребенка развивается память, происходит познавание мира и сложностей человеческих отношений, прививается чувство справедливости и доброта. Лучшие поэты дарят свои стихи детям, стараясь вызвать в маленьких читателях отзывчивость и любовь.
Осень (З. Фёдоровская)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
*** (А. Пушкин)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
Осень (В. Авдиенко)
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.
Наблюдение в природе должно чередоваться с играми, в которых дети активно познают природу, окружающий мир.
Экологическая игра «ГДЕ ЧТО ЗРЕЕТ?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Экологическая игра-сказка «ФРУКТЫ И ОВОЩИ»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Экологическая игра «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Экологические игры способствующие развитию любознательности. Большинство экологических игр направлено на знакомство с природой и окружающим миром.