Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 "Алёнушка"
Средняя группа №3 “Пчелки”
Воспитатель: Топильская Наталья Викторовна
Елизова Наталья Анатольевна
Младший воспитатель: Кульпина Лариса Анатольевна
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Режим дня на 2022 -2023 учебный год
Время |
Режимные моменты |
Содержание |
7.00-8.00 |
Мы рады видеть вас! |
Прием детей. Самостоятельная игровая деятельность детей. Двигательная активность. |
8.00-8.10 |
«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» |
Утренняя гимнастика (двигательная активность 10 мин.) |
8.10-8.20 |
«Умывайся, не ленись – чистым за стол садись» |
Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков |
8.20-8.50 |
«Приятного аппетита!» |
Завтрак: воспитание культуры еды |
8.50-9.00 |
Утренний круг |
Развивающий диалог |
9.00-9.20 |
«Я познаю мир» |
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми. Физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой |
9.20-9.40 |
Минутки игры |
Самостоятельная игровая деятельность детей . Двигательная активность. |
9.40-9.50 |
«Приятного аппетита!» |
Второй завтрак: воспитание культуры еды |
9.50-10.10 |
«Я познаю мир» |
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми. Физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой |
10.10-10.25 |
Подготовка к прогулке |
Подготовка к прогулке. Обучение навыкам самообслуживания |
10.25-11.50 |
«Гуляй, да присматривайся» |
Прогулка. Двигательная активность |
11.50-12.00 |
Возвращение с прогулки. |
Самостоятельная деятельность детей. |
12.00-12.10 |
«Умывайся, не ленись – чистым за обед садись!» |
Воспитание культурно-гигиенических навыков |
12.10-12.35 |
«Это время – для обеда, значит, нам за стол пора» |
Обед: воспитание культуры еды |
12.35-12.45 |
Подготовка ко сну |
Воспитание культурно-гигиенических навыков |
12.45-15.15 |
«Это - время тишины, все мы крепко спать должны» |
Сон с чтением произведений художественной литературы |
15.15-15.25 |
«Это время – для здоровья. Закаляйся, детвора!» |
Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна в группе |
15.25- 16.10 |
Минутки игры |
Самостоятельная игровая деятельность детей. Двигательная активность. |
16.10-16.20 |
«Умывайся, не ленись – чистым за стол садись». |
Подготовка к ужину. Воспитание культурно-гигиенических навыков |
16.20 - 16.45 |
«Приятного аппетита!» |
Ужин: воспитание культуры еды |
16.45-16.55 |
Подготовка к прогулке |
Самостоятельная деятельность детей |
16.55-18.30 |
«Ну, а вечером опять, мы отправимся гулять». |
Прогулка, двигательная активность; вечерний круг |
18.30-19.00 |
«Играем вместе!» |
Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями. Уход детей домой. |
Сенсорное развитие детей 2-3 лет
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и др. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности. С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малыша 2-3 года.
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
При развитии детей раннего возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной. В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Вот несколько примеров занятий с детьми этого возраста:
Мастерите какие-нибудь поделки вместе с вашим ребенком. Пусть он оказывает посильную помощь. Потом можно устроить игры с этими поделками. Малыш под вашим руководством в силах самостоятельно сделать несложные игрушки из пластилина. Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним. Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собачки и т. д. Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами предметов.
В нашей группе мы пополнили и оформили сенсорный уголок для детей. Привлекли родителей, которые изготовили сенсорные игры по возрасту.
Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того это – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Конструирование, как вид деятельности
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность? Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. Данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
Однако добиться эффективных результатов в воспитании у детей ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители воспитанников, наши первые помощники в организации и создании среды развития у детей любознательности и познавательных интересов. Мы рассказали родителям о своих планах по обучению детей конструированию. Результатом стало заинтересованность родителей. Они помогли приобрести материал: разные виды конструкторов. В процессе конструктивной деятельности, детям представлена возможность выбора различных материалов для конструирования, созданы все условия для интересов и плодотворной деятельности.
Воспитатель Топильская Н.В.
Использование нестандартного оборудования по физическому воспитанию в работе с детьми раннего возраста
Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить спортивный инвентарь в группе.
В нашей группе родители изготовили нестандартное оборудование из подручных материалов.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
* обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
* создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы,
волевых усилий;
* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
* пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нестандартного оборудования. В основном оно изготавливается из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т.д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях.
Воспитываются физические качества: ловкость, быстрота, сила. Повышается выносливость, а в след за этим сопротивляемость организма к заболеваниям.
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
Начну с прекрасных слов известного российского педагога и специалиста по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеевой: «Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодии народной песни, должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием. »
Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства, поэтому книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.
Дорогой родитель! Насколько вам известно А.Л. Барто является знаменитой детской писательницей с дня ее рождения уже прошло 115 лет, мы выросли на ее стихах, и с нова сталкиваемся с ее превосходным творчеством в воспитании наших детей. Стихи Агнии Львовны веселые, часто как бы в шутку, они заставляют задуматься, всерьез о том каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее.
Дети прекрасно знают строки стихов, а нам с вами надо, чтобы дети на пороге у школьного двора уже знали и автора. Поэтому вам, дорогие родители, нужно вспомнить и познакомить с более доступными стихами для этого возраста которые они пронесут через себя, то есть прочувствуют. Акцентировать внимание на том, что это написала А.Л. Барто. Можно посетить выставки в библиотеке там более подробно могут рассказать о ее творчестве и жизни. Давайте детям читать стихи, играть в стихи и размышлять о тех, кто пишет для самых маленьких. Ведь любовь к поэзии подразумевает богатство чувств, и это главное, к чему может привести поэтическое воспитание.
В нашей группе прошёл конкурс рисунков, посвящённый 85-летию стихам « Игрушки» А. Барто. Родители приняли активное участие и проявили творческие способности. Совместно с детьми нарисовали понравившиеся им игрушки к стихам.
«Как научить ребёнка наблюдать за изменениями в природе?»
Наблюдение, как педагогический метод, выводится в один из значимых познавательных процессов. Так как оно накапливает наиболее значимые сведения о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может. Какими вырастут дети, зависит от нас с вами. Нужно направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильное представление о ней, воспитывать правильное отношение ко всему живому.
Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных. Обращайте внимание детей на то, что люди стали теплее одеваться, ходят в резиновых сапогах, под зонтами. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда ветер, - вертушки вертятся. Обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях все меньше, почитайте стихи об осени. Малыши с интересом собирают листья, играют с ними, составляют букеты. Понаблюдайте или расскажите о том, как взрослые убирают урожай овощей. Знакомьте детей с осенью во время игр, посильного труда и наблюдений. Ознакомление с наиболее характерными признаками осеннего сезона осуществляйте ежедневно во время прогулок. Чем содержательней и интересней будут организованы прогулки, тем ярче будут впечатления малышей об осени. Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду. Кратковременные наблюдения малышей за состоянием погоды надо связать с их активной деятельностью, прослушиванием стихов. К сожалению, в наше время дети основную часть своего свободного времени проводят за увлекательными компьютерными играми. А ведь польза от чтения книг неоспорима - у ребенка развивается память, происходит познавание мира и сложностей человеческих отношений, прививается чувство справедливости и доброта. Лучшие поэты дарят свои стихи детям, стараясь вызвать в маленьких читателях отзывчивость и любовь.
Осень (З. Фёдоровская)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
*** (А. Пушкин)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
Осень (В. Авдиенко)
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.
Наблюдение в природе должно чередоваться с играми, в которых дети активно познают природу, окружающий мир.
Экологическая игра «ГДЕ ЧТО ЗРЕЕТ?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Экологическая игра-сказка «ФРУКТЫ И ОВОЩИ»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Экологическая игра «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Экологические игры способствующие развитию любознательности. Большинство экологических игр направлено на знакомство с природой и окружающим миром.
Выставка детских работ «Открытка ко Дню рождения Деда Мороза»
Выставка оформлена в группе № 3 «Пчелки» ко Дню рождения Деда Мороза. В работе по созданию открыток принимали участие дети вместе со своими родителями. Совместная работа улучшает детско-родительские взаимоотношения, обеспечивает восполнение недостатка внимания со стороны взрослых. Так же в группе детьми были изготовлены «Лошадки» для доставки открыток Деду Морозу снеговиком- почтовиком.
Воспитатель Елизова Н.А.
#МЫВМЕСТЕ
12 апреля – День космонавтики, всемирный праздник, установленный в честь первого полета человека в космос.
Эта тема также привлекательна для детей, как и для взрослых, ведь космос – это красота, это таинственность, новые знания и простор для фантазии.
В группе №3 «Пчелка» проходила тематическая выставка поделок изготовленных детьми и родителями «Космос нашей мечты», посвященная Дню космонавтики. Так же дети с удовольствием делились со сверстниками в группе полученными знаниями о космосе от родителей. В процессе занятия дети строили ракеты из счетных палочек, камишек, геометрических фигур. Рисовали звездное небо.
«Чудо огород на окне» в средней группе
Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе, имеет выращивание растений на окне. Здесь дети могут получать первые навыки выращивания растений своими руками, уход за ними, узнают об условиях произрастания различных растений. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь.
Огород способен расширить представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, способен развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
С середины февраля в группе «Пчёлка» стартовала акция «Огород на окне». Для того, что бы посадить наш огород на окошке ребята очень внимательно рассматривали семена различных культур и отбирали для посадки самые лучшие.
Воспитанники средней группы с большим желанием садили лук, горох, зелень. А затем с интересом наблюдали за ростом растений.
Происходящие изменения в жизни растений ребята заносили в календари наблюдений.
Считаю, что такая познавательная деятельность даёт не только возможность воспитанникам изучать вегетативный процесс и жизнь растений, но и прививает детям любовь к природе, бережное к ней отношение, развивает любознательность, помогает лучше познать жизнь растений.
Воспитатель Наталья Викторовна Т.
Книжка малыша "Времена года", авторы Топильская Н.В.. Елизова Н.А. подробнее...
Выступление Елизовой Н.а. "Использование математических весов при подготовке детей к школе" подробнее...
Проект «Огород, где всё растет!» подробнее