Группа № 4

4 солнышко

Старшая группа “Солнышко”

 

Воспитатели:

  11a

Стадникова Наталья Валерьевна        Шмидт Елена Александровна

Младший воспитатель:  Пушкарева Екатерина Юрьевна

  Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе. 

Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.

В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"

Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с  целью заполучить то, что хочет.

В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».

В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.

Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Вам как  родителям важно:

С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.

Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.

Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.

Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологу

                                                                                                             

 


                               Режим дня старшей  группы  на 2022-2023 учебный год

 

Время

Режимные моменты

Содержание

7.00-8.10

Мы рады видеть вас!

Играем вместе!

Прием детей.

Самостоятельная  игровая деятельность детей.

Двигательная активность

8.10-8.20

«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята»

Утренняя гимнастика (двигательная активность 10 мин.)

8.20-8.25

«Умывайся, не ленись – чистым завтракать садись»

Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков

8.25-8.50

 «Приятного аппетита!»

Завтрак: воспитание  культуры еды

8.50-9.00

Утренний круг

 Развивающий диалог

9.00-9-25

«Я познаю мир» »   

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми. Физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой

9.25-9.35

Минутки игры

Самостоятельная   деятельность детей.

9.35-10.00

«Я познаю мир» »   

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми. Физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой

10.00-10.10

«Приятного аппетита!»

Второй завтрак: воспитание  культуры еды

 10.10-10.40

Минутки игры

Игровая деятельность с педагогом - психологом

10.40-10.50

Подготовка к прогулке

Обучение навыкам самообслуживания

10.50-12.00

«Гуляй, да присматривайся»  

Прогулка.  Двигательная активность

12.00-12.10

Возвращение с прогулки.

Самостоятельная   деятельность детей.

12.10-12.15

 «Умывайся, не ленись – чистым за обед садись!»

Воспитание культурно-гигиенических навыков

12.15-12.35

«Это время – для обеда, значит, нам за стол пора»

Обед: воспитание  культуры еды

12.35-12.45

Подготовка ко сну

Самостоятельная   деятельность детей.

12.45- 15.15

 «Это -  время тишины, все мы крепко спать должны»

Сон с использованием музыкотерапии и чтением произведений художественной литературы

15.15-15.25

«Это время – для здоровья. Закаляйся, детвора!»

Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна в группе (двигательная активность 10 мин.)

15.25- 16.20

Минутки игры

Вечерний круг.

Логопедический час.

Самостоятельная   деятельность детей.

Чтение художественной литературы.

Двигательная активность

16.20-16.30

Подготовка к ужину.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

16.30 - 16.50

  «Приятного аппетита!»

Ужин: воспитание  культуры еды

16.50-17.00

Подготовка к прогулке

  Самостоятельная деятельность детей

17.00-18.50

«Ну, а вечером опять, мы отправимся гулять»

Прогулка.  Двигательная активность.

Работа с родителями.

18.50-19.00

«Играем вместе!»

 Самостоятельная деятельность детей           Работа с родителями. Уход детей домой

 


 


  Проект по трудовому воспитанию   «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»   подробнее...

 Проект  "Доброй сказке - добрые дела" воспитатели Шмидт Е.А., Стадникова Н.В, музыкальный руководитель Шевченко Л.Д.. подробнее...

Презентация к проекту  "Доброй сказке - добрые дела"  подробнее...

 Совместное творчество  детей и воспитателя Стадниковой Н.В.  книжка малыша " Сказка про мышонка"  подробнее...

 Совместное творчество  детей и воспитателя Шмидт Е.А.  книжка малыша "Заниматика" подробнее...

  Открытое занятие в рамках конкурса "Воспитатель сада - 2023" Шмидт Е.А. "Игровая ситуация «Фотостудия» с детьми подготовительной к школе группы"  подробнее...

Открытое занятие   по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования и кругов Луллия по теме:

Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края П. Воронько» Воспитатель Стадникова Наталья Валерьевна подробнее...