
Старшая группа “Солнышко”
Воспитатели:
  

Стадникова Наталья Валерьевна Шмидт Елена Александровна
Младший воспитатель: Пушкарева Екатерина Юрьевна
Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе.
Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.
Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.
В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"
Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с целью заполучить то, что хочет.
В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».
В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.
Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.
Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.
Вам как родителям важно:
С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.
Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.
Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.
Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.
На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологу
Режим дня старшей группы на 2022-2023 учебный год
| 
 Время  | 
 Режимные моменты  | 
 Содержание  | 
| 
 7.00-8.10  | 
 Мы рады видеть вас! Играем вместе!  | 
 Прием детей. Самостоятельная игровая деятельность детей. Двигательная активность  | 
| 
 8.10-8.20  | 
 «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята»  | 
 Утренняя гимнастика (двигательная активность 10 мин.)  | 
| 
 8.20-8.25  | 
 «Умывайся, не ленись – чистым завтракать садись»  | 
 Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков  | 
| 
 8.25-8.50  | 
 «Приятного аппетита!»  | 
 Завтрак: воспитание культуры еды  | 
| 
 8.50-9.00  | 
 Утренний круг  | 
 Развивающий диалог  | 
| 
 9.00-9-25  | 
 «Я познаю мир» »  | 
 Организованная образовательная деятельность педагога с детьми. Физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой  | 
| 
 9.25-9.35  | 
 Минутки игры  | 
 Самостоятельная деятельность детей.  | 
| 
 9.35-10.00  | 
 «Я познаю мир» »  | 
 Организованная образовательная деятельность педагога с детьми. Физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой  | 
| 
 10.00-10.10  | 
 «Приятного аппетита!»  | 
 Второй завтрак: воспитание культуры еды  | 
| 
 10.10-10.40  | 
 Минутки игры  | 
 Игровая деятельность с педагогом - психологом  | 
| 
 10.40-10.50  | 
 Подготовка к прогулке  | 
 Обучение навыкам самообслуживания  | 
| 
 10.50-12.00  | 
 «Гуляй, да присматривайся»  | 
 Прогулка. Двигательная активность  | 
| 
 12.00-12.10  | 
 Возвращение с прогулки.  | 
 Самостоятельная деятельность детей.  | 
| 
 12.10-12.15  | 
 «Умывайся, не ленись – чистым за обед садись!»  | 
 Воспитание культурно-гигиенических навыков  | 
| 
 12.15-12.35  | 
 «Это время – для обеда, значит, нам за стол пора»  | 
 Обед: воспитание культуры еды  | 
| 
 12.35-12.45  | 
 Подготовка ко сну  | 
 Самостоятельная деятельность детей.  | 
| 
 12.45- 15.15  | 
 «Это - время тишины, все мы крепко спать должны»  | 
 Сон с использованием музыкотерапии и чтением произведений художественной литературы  | 
| 
 15.15-15.25  | 
 «Это время – для здоровья. Закаляйся, детвора!»  | 
 Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна в группе (двигательная активность 10 мин.)  | 
| 
 15.25- 16.20  | 
 Минутки игры Вечерний круг. Логопедический час.  | 
 Самостоятельная деятельность детей. Чтение художественной литературы. Двигательная активность  | 
| 
 16.20-16.30  | 
 Подготовка к ужину.  | 
 Воспитание культурно-гигиенических навыков  | 
| 
 16.30 - 16.50  | 
 «Приятного аппетита!»  | 
 Ужин: воспитание культуры еды  | 
| 
 16.50-17.00  | 
 Подготовка к прогулке  | 
 Самостоятельная деятельность детей  | 
| 
 17.00-18.50  | 
 «Ну, а вечером опять, мы отправимся гулять»  | 
 Прогулка. Двигательная активность. Работа с родителями.  | 
| 
 18.50-19.00  | 
 «Играем вместе!»  | 
 Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями. Уход детей домой  | 
Проект по трудовому воспитанию «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» подробнее...
Проект "Доброй сказке - добрые дела" воспитатели Шмидт Е.А., Стадникова Н.В, музыкальный руководитель Шевченко Л.Д.. подробнее...
Презентация к проекту "Доброй сказке - добрые дела" подробнее...
Совместное творчество детей и воспитателя Стадниковой Н.В. книжка малыша " Сказка про мышонка" подробнее...
Совместное творчество детей и воспитателя Шмидт Е.А. книжка малыша "Заниматика" подробнее...
Открытое занятие в рамках конкурса "Воспитатель сада - 2023" Шмидт Е.А. "Игровая ситуация «Фотостудия» с детьми подготовительной к школе группы" подробнее...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования и кругов Луллия по теме:
Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края П. Воронько» Воспитатель Стадникова Наталья Валерьевна подробнее...