Группа № 3

 

2 пчелки

  Группа раннего возраста №3  “Пчелки”

 

Воспитатель: Топильская Наталья Викторовна

                                           Елизова Наталья Анатольевна

                        
Младший воспитатель:
Кульпина Лариса Анатольевна


ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Особенности физического и психического развития

 Рост трехлетнего ребенка обычно достигает 99–102 см, а вес — 14–16 кг (средние показатели по данным ВОЗ). За год ребенок вырастает на 7–8 см и прибавляет в весе от 2,5 до 3 кг. Это уже не пухлый карапуз: исчезает округлость тела, ноги и руки становятся более длинными и стройными. Ребенок много и разнообразно двигается, продолжает активно осваивать пространство доступными способами (ходит, бегает, прыгает, переползает через предмет или подлезает под ним и др.), уверенно владеет своим телом. Он может активно бодрствовать 6–6,5 часов, но все еще нуждается в полноценном дневном сне, чередовании активности и отдыха.

Качественные преобразования в физическом и психическом развитии ребенка третьего года жизни столь значительны, что это позволяет психологам, размышляющим о середине пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, отнести этот важный рубеж к трем годам.

 Ребенок продолжает с увлечением открывать мир предметов, людей, природных объектов и явлений. Он владеет многими предметными действиями — соотносящими и орудийными. 

Соотносящие действия позволяют ему привести в определенные пространственные отношения несколько предметов или их частей (закрыть коробку подходящей крышкой, насыпав туда крупу или положив предмет; собрать и разобрать пирамидку). Ребенок уверенно переходит к зрительному соотнесению свойств, которые начинают выступать в качестве постоянных признаков предметов, от которых зависят возможные или невозможные способы действий. Орудийные действия открывают ребенку возможность воздействовать одним предметом (орудием) на другой предмет или материал и тем самым расширять спектр действий, осуществляемых руками. При этом рука начинает выполнять роль «орудия орудий», становится более умелой. Орудийные действия — опосредованные, позволяющие ставить и достигать цели (достать предмет с помощью палочки, нарисовать картинку карандашом). Благодаря этому ребенок приобретает начальный опыт организации своей деятельности, начинает переносить освоенные способы в новые условия, применять их для решения новых практических задач.

На третьем году жизни процесс освоения действий трансформируется: от совместного с взрослым к самостоятельному. Появляются предпосылки позиции субъекта предметной деятельности: инициативное целеполагание на основе собственной мотивации, умение выполнять действие на основе сенсорной ориентировки, достижение результата при элементарном самоконтроле, установление с помощью взрослых связей между результатом и способом действия. Ребенок становится все более активным, самостоятельным и умелым. Появляется особая направленность на результат деятельности, настойчивость в поиске способа его достижения.

 Наряду с развитием восприятия и памяти формируются основные компоненты мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Развитие образных форм мышления связано с появлением первых обобщений. Умение обобщать возникает сначала в действии (эмпирически), а затем закрепляется в слове. Начинается интенсивное накопление разнообразных представлений.

Формируются первые представления об окружающем мире и наглядно проявляемых связях в нем. Зарождается знаковая (символическая) функция сознания, которая наиболее ярко проявляется в речи, игре (при использовании предметов-заместителей) художественной деятельности. Ребенок овладевает разными функциями речи: сигнальной, атрибутивной, номинативной (наименование предметов, качеств, действий), коммуникативной, информативной (в т.ч. обобщающей). Для него становится значимым содержание высказывания, диалога, литературного произведения.

 Появляются индивидуальные предпочтения в эстетическом восприятии мира (любимые игры и игрушки, книги с картинками, музыкальные произведения, красивые бытовые вещи). Ребенок способен эмоционально откликаться на содержание художественного образа, эстетические качества предметов и выражать свои впечатления в доступных видах художественного творчества. Расширяется и становится более избирательной сфера интересов, культурных практик.

Особенности социальной ситуации развития

Отношения ребенка с другими людьми расширяются и усложняются. Роль взрослого остается ведущей во взаимодействии, но при этом появляется потребность в самостоятельности и независимости, которая интенсивно развивается, достигая к концу третьего года жизни позиции «Я сам». Складывается «система Я», которая проявляется в стремлении к утверждению и реализации собственного «Я»: «Я сам(а)», «Я хочу», «Я могу».

Наступает кризис третьего года жизни. Стремясь к самостоятельности и независимости, ребенок в то же время хочет соответствовать требованиям значимых для него взрослых. Центром внимания ребенка становятся близкие взрослые и их отношение к нему, к результатам его деятельности. Повышается потребность в признании близкими взрослыми новой позиции ребенка, что ведет к изменению сложившихся отношений. Позитивный образ «Я» формируется в зависимости от успешности ребенка в деятельности и поддержки со стороны окружающих. Формируются навыки самообслуживания и личностные качества: самостоятельность в действиях, целенаправленность, инициативность в познании окружающего мира и общении.

Общение обогащается по содержанию, способам, участникам, становится одним из средств реализации совместной деятельности. Ребенок начинает интересоваться правилами отношений, принятыми в обществе (можно, нельзя, правильно), и следовать им в своем поведении. Проявляет доброжелательность. Осваивает разные способы общения (преимущественно вербальные). По своей инициативе вступает в диалог, может составить совместно с взрослым небольшой рассказ-описание, рассказ-повествование. Охотно вступает в общение и совместную деятельность с детьми. При этом взрослый остается главным мотивом общения для ребенка третьего года жизни.


Режим дня   группы раннего возраста

Время

Режимные моменты

Содержание

7.00-8.00

«Здравствуйте!»

Прием детей.

Минутки игры.

Игровая деятельность детей.

 Индивидуальная работа с детьми.    Самостоятельная деятельность детей   

8.00-8.05

Минутка бодрости

Утренняя гимнастика с элементами фонетической ритмики  

8.05-8.10

«Моем с мылом чисто-чисто»

Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков

8.10-8.30

«Приятного аппетита!»

Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды

8.30 – 9.00

Минутки игры

Игровая деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей

9.00-9.10

9.20-9.30

Минутки познания

Игровая   образовательная деятельность  педагога с детьми (по подгруппам)

9.30-9.40

«Приятного аппетита!»

Второй завтрак: воспитание  культуры еды

9.40- 9.50

Подготовка к прогулке

Обучение навыкам самообслуживания

9.50- 11.10

Прогулка

Игры детей.  

11.10-11.20

Возвращение с прогулки.

Самостоятельная деятельность детей

11.20-11.30

«Моем с мылом чисто-чисто»

  Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков

11.30-11.50

«Приятного аппетита!»

Обед: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды

11.50- 12.00

Подготовка ко сну

Воспитание культурно-гигиенических навыков  

12.00- 15.00

 «Тихо, тихо, сон идет…»

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна

15.00-15.15

Минутки бодрости

Постепенный подъем. Закаливающие процедуры,   гимнастика после сна в группе Самостоятельная деятельность детей  

15.15-15.25

15.35-15.45

Минутки познания

Игровая  образовательная деятельность  педагога с детьми (по подгруппам)

15.45-15.50

Подготовка к ужину. 

Воспитание культурно-гигиенических навыков  

15.50-16.10

 «Приятного аппетита!»

Ужин: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды

16.10-16.40

Минутки игры

Игровая деятельность детей.   Самостоятельная деятельность детей

16.40-16.50

Подготовка к прогулке.

Обучение навыкам самообслуживания

16.50-18.30

 Час свежего воздуха

Прогулка

18.30-19.00

Час игры.

«До, свидания!»

Самостоятельная деятельность детей    Работа с родителями. Уход детей домой.

 


Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

• активно познает окружающий мир, интересуется бытовыми и природными объектами, разнообразно действует с ними, исследует их свойства и функции, апробирует способы действий, экспериментирует; проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение предметов (ложки, расчески, зубной щетки, карандаша, кисти и пр.) и умеет пользоваться ими;

• стремится к общению с другими людьми (взрослыми и детьми), активно подражает им, осваивая культурные способы и нормы; умеет согласовывать свои действия и поведение с принятыми нормами и действиями других людей; начинает проявлять интерес к сверстникам;

• понимает речь взрослых, обращается к ним с вопросами и просьбами, участвует в диалогах (может выступить инициатором разговора);

• владеет связной речью, может выразить мысль, желание, чувство; знает названия знакомых игрушек и бытовых предметов; называет признаки, функции, действия с ними;

• в игре воспроизводит действия и речь взрослого, использует не только игрушки, но и предметы-заместители;

• проявляет самостоятельность в бытовых ситуациях и разных видах деятельности;

• владеет простейшими навыками самообслуживания;

• любит слушать потешки, стихи, песни, народные и авторские сказки, рассматривать иллюстрации, двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на эстетические объекты (красивые игрушки, бытовые предметы, объекты и явления природы);

 • охотно включается в конструирование и разные виды изобразительной деятельности (лепку, аппликацию, рисование), экспериментирует;

• с удовольствием двигается — ходит, бегает в разных направлениях, стремится самостоятельно осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание, ходьба по лестнице и пр.); пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых предлагаемых условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях);

• знает и называет членов своей семьи; ориентируется в отношении возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети) и гендерных представлений о себе и других людях (мальчик, девочка, тетя, дядя); имеет начальные представления о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, водитель).


Сенсорное развитие детей 2-3 лет

      Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и др. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности. С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малыша 2-3 года.

 Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

  • Говорите с ребенком, сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
  • Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
  • Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

       При развитии детей раннего  возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной. В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Вот несколько примеров занятий с детьми этого возраста:

  • Находите нужное отверстие в домике для фигурок.
  • Ловите рубку на крючок.
  • Разбирайте и собирайте матрёшку по величине.
  • Сложить картиночку из геометрических фигур так, как показано на рисунке;
  • Найти предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и т. п.;
  • Украсить листок бумаги узорами из различных фигур по образцу.

       Мастерите какие-нибудь поделки вместе с вашим ребенком. Пусть он оказывает посильную помощь. Потом можно устроить игры с этими поделками. Малыш под вашим руководством в силах самостоятельно сделать несложные игрушки из пластилина. Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним. Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собачки и т. д. Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами предметов.

       В нашей группе мы пополнили и оформили сенсорный уголок для детей. Привлекли родителей, которые изготовили сенсорные игры по возрасту.

       Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того это – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.


Использование нестандартного оборудования по физическому воспитанию в работе с детьми раннего возраста

 

        Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить спортивный инвентарь в группе.

В нашей группе родители изготовили нестандартное оборудование из подручных материалов.

Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

* обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

* создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы,

волевых усилий;

* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;

* пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нестандартного оборудования. В основном оно изготавливается из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т.д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях.

Воспитываются физические качества: ловкость, быстрота, сила. Повышается выносливость, а в след за этим сопротивляемость организма к заболеваниям.

 

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Начну с прекрасных слов известного российского педагога и специалиста по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеевой: «Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодии народной песни, должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием. »

Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства, поэтому книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.  

Дорогой родитель!  Насколько вам известно А.Л. Барто является знаменитой детской писательницей с дня ее рождения уже прошло 115 лет, мы выросли на ее стихах, и  с нова сталкиваемся с  ее превосходным творчеством  в воспитании наших детей. Стихи Агнии Львовны веселые, часто как бы в шутку, они заставляют задуматься, всерьез о том каким  человеком расти, как беречь все живое, окружающее.

   Дети прекрасно знают  строки стихов, а нам с вами надо, чтобы дети на пороге у школьного двора уже знали и автора. Поэтому вам, дорогие родители, нужно вспомнить и познакомить с более доступными стихами  для этого возраста которые они пронесут через себя, то есть прочувствуют. Акцентировать внимание на том, что это написала А.Л. Барто. Можно посетить выставки в библиотеке там более подробно могут рассказать о ее творчестве и жизни. Давайте детям читать стихи, играть в стихи и размышлять о тех, кто пишет для самых маленьких. Ведь любовь к поэзии подразумевает богатство чувств, и это главное, к чему может привести поэтическое воспитание.

 В нашей группе прошёл конкурс рисунков, посвящённый  85-летию стихам « Игрушки» А. Барто. Родители приняли активное участие и проявили творческие способности. Совместно с детьми нарисовали понравившиеся им игрушки к стихам.

  • Доказано, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе и легче находят общий язык со сверстниками.
  • Совместное чтение может стать важным элементом ритуала перед сном, помогающим ребенку переключится с активных занятий на спокойные, расслабиться и уснуть быстрее и крепче.
  • Возникающая в процессе совместного чтения атмосфера любви и эмоциональной защищенности начинает ассоциироваться у ребенка с чтением, что впоследствии приводит к тому, что ребенок, с которым родители регулярно проводили вечера за книжкой, полюбит читать и самостоятельно. Таким образом, читая детям, мы прививаем им любовь к чтению на всю жизнь.